Одежда Верхняя одежда Обувь Аксессуары

История бренда, популярные модели и значение бренда в современной культуре от редакции Stappy.ru

Все началось в 1960х. Тогда Пол Ван Дорен, будущий основатель Vans, работал вице-президентом в компании Randy's - производителя обуви из Бостона. В 60е эта компания была третьим по величине производителем обуви в США. У них были фабрики в Бостоне и Калифорнии, которая работала в минус. Пол Ван Дорен получил задание от Randy's вывести убыточное производство в прибыль. Уже через 8 месяцев эта фабрика стала работать лучше чем завод в Бостоне. Видимо это и стало тем самым триггером к основанию бренда Vans, который в будущем станет культовой обувью для всех, кто занимается уличным спортом и их последователей.

Уже через три месяца после этого Пол Ван Дорен собрал своих детей и объявил им, что уходит с работы, чтобы основать новую компанию по производству обуви. В этот момент он сказал им: “Не волнуйтесь, у нас все будет хорошо”, но его детей это мало волновало, для них важно было держать дом и машину отца в чистоте, который был помешан на порядке. Пол занимался производством обуви всю свою жизнь, и знал, что все деньги в этом бизнесе зарабатывает розничный продавец. Компания, в которой он работал до этого, продавала свою обувь по 10 центов за пару, а производила сотни тысяч пар. У Пола же была мечта иметь собственный завод и розничные магазины.

Собственно, Vans начался с того, что три человека: Пол, его брат Джим и их друг Гордон решили собраться с силами и создать что-то свое. Они прекрасно друг-друга дополняли. Джим был отличным инженером, Гордон - лучшим менеджером по производству, а сам Пол - идеальным CEO, который знал всю экономику этого бизнеса. На создание первой фабрики Vans ушел год. Она была построена с абсолютного нуля. Оборудование, которое было установлено на этом заводе, купили со всех концов США у таких же фабрик, которые тоже производили обувь. Завод строился весь 1965 год. Открытие планировалось в январе 1966го, но первый день работы фабрики и магазине при ней был в марте 1966 года. В первый день работы, компания получила заказы от 12 клиентов.

Так как Пол Ван Дорен был фанатом порядка и системности, то это отразилось даже на упаковке обуви Vans. Так, упаковка их обуви отличалась по цвету, в зависимости от того, для кого предназначалась пара. Мужская обувь продавалась в синих коробках. Красные коробки были для детских моделей. А зеленые - для женщин. Так что, вы сразу знали к какому стеллажу вам надо подойти, чтобы подобрать себе пару. У первых моделей Vans не было даже названий. Были только номера №44, №16, №19, №20, №46 и так далее.. В первой линейке было выпущено 16 пар: 8 мужских и 8 женских.

Производство первых Vans №44, теперь известных как AUTHENTIC.

Пол Ван Дорен определял размер на глаз, и часто оказывался прав. Так, он просто мог просто взглянуть на ногу клиента и сказать: “Вам нужен восьмой с половиной!”.. Такой приятельский tone of voice был фишкой компании.

Обувь на заказ

Однажды в магазин при фабрике вошла женщина и сказала “Этот красивый оттенок розового, но я хочу более яркий!”, затем она взяла желтую модель и заметила: “Это красивый желтый цвет, но он слишком светлый!”. В тот момент Пол сказал: “Леди, почему бы вам не взять кусок ткани любого розового цвета, принесите ее, и я сделаю для вас туфлю”. Это был первый день, когда в Vans начали брать дополнительную плату за изготовление обуви на заказ.

Расширение

Vans начали открывать магазины. Первые 10 торговых точек появились всего за 10 недель. А за первые 1,5 года их было уже 50. Первые 6 из 10 магазинов были полностью убыточными. Но Пола это не остановило, такова экономика этого бизнеса: 1 пара обуви, сделанная на производстве стоит 10000$; 1000 пар стоили уже 10$ за пару; а 10000 пар обходились уже всего в 2 доллара. Поэтому надо было срочно расширяться! Открывались собственные магазины, налаживались поставки в крупные торговые сети США.

Модель Vans # 95, теперь известная как Era , с мягкой пяткой и различными цветовыми сочетаниями, была разработана Тони Альвой и Стейси Перальта и стала предпочтительной обувью для поколения скейтбордистов.

Vans classic. Легендарная клетка

В 1960е в Калифорнии были католические школы, у них была клетчатая форма, и Vans отшивал для них обувь в клетку. Так появились первые легендарные модели в клетку, но это был всего лишь “прототип” для ограниченного спроса. Популярность эта модель начала обретать в тот момент, когда Vans начал спонсировать соревнования по скейтбордингу. Так пришло понимание, на какой аудитории стоит сконцентрироваться. Поклонники скейтбординга покупали все, что видели в журналах для скейтеров. Классические слипоны в шахматную клетку появилась в тот момент, когда сын Пола увидел, что покупатели Vans раскрашивают свою обувь в черно белый цвет в шахматном порядке. Для рекламы новой модели, их засветили в фильме “Быстрые времена в школе Риджмонт Хай”... После выхода фильма Vans продали миллионы пар этой модели.

Vans # 36, Old Skool

Vans # 36, Old Skool , дебютирует с теперь уже знаменитым Vans Sidestripe. Old Skool - первая обувь для скейтбординга Vans, в которую были включены кожаные вставки для повышения прочности. То, что начиналось как случайный рисунок Пола Ван Дорена, первоначально называлось «джазовая полоса» и стало безошибочной визитной карточкой бренда Vans.

Vans Sk8 Hi и Low

Sk8-Hi. был введен в 1978 году как «Style 38» и продемонстрировал теперь знаковый Vans Sidestripe на еще один инновационном силуэте. Будучи всего лишь второй моделью с узнаваемым маркером, ранее известным как «джазовая полоса», Sk8-Hi поднял функциональность коньков на новый уровень - выше щиколотки, где скейтбордисты больше всего используют и злоупотребляют своими нижними конечностями. Sk8-Hi не только защитил кости от катапультированных на них скейтбордов, но и привнес в парк совершенно новый вид.

Угроза банкротства

Vans начали расширять модельный ряд. В компании начали производить баскетбольную и бейсбольную обувь. Vans зашел на поляну Nike, Rebook и других спортивных брендов…. и оказался на пороге банкротства. В тот момент Пол, основатель компании, решил отойти немного от дел и не уследил как идут дела в его королевстве… Модель шахматной расцветкой пользовалась огромной популярностью. Вся прибыль от нее вкладывалась в производство новых моделей, которые не продавались.

Это была роковая инициатива брата Пола - Джима - который занимал должность вице-президента компании. После того как банк пригрозил начать процедуру банкротства, вице-президент компании был уволен… Сама компания в течении трех лет, с 1984 до 1987 года, гасила долг перед банком, который тогда уже насчитывал 12 миллионов долларов. Вся прибыль изымалась и шла в погашение кредитов, на развитие и рекламу ничего не оставалось.

Продажа компании

В 1988 году компанию решили продать за 75 миллионов долларов. А генеральным директором назначили сына Пола Ван Дорена. Начиная с этого момента Vans постепенно начинает перемещать производство в Китай, как, собственно, и вся легкая промышленность США в то время. С развития производственных технологий акцент переместился на маркетинг. В 1995 году компания начинает спонсировать музыкальный фестиваль под названием Warped Tour, который на второй год уже назвали Vans Warp Tour. Именно так бренд связал свое имя с панк-рок сценой. Теперь в ядро клиентов, помимо скейтбордистов, серфингистов и райдеров, вошли фанаты альтернативной музыки. Спонсоркие активности бренда на этом только начинались.

Фильм “Dogtown and Z-Boys”

С 2000 года компания активно развивает направление производства контента. Все начинается с того, что в начале 21 века, Vans проспонсировали производства фильма об истоках скейтбординга “Dogtown and Z-Boys”. Фильм получил приз зрительских симпатий и приза за лучшую режиссуру на кинофестивале Сандэнс.

Возвращение к корням

Когда Vans только начал покорять своих будущих фанатов, у компании была услуга по производству обуви под заказ. Сегодня, с 2004 года, компания возродила эту традицию, запустив Vans Customs. Эта программа позволяет создавать всем желающим свои собственные слипоны и кеды, пользуясь сотнями комбинаций цветовых сочетаний и принтов, которые разработали инженеры и дизайнеры Vans. Развивая Vans Customs, компания не остановилась только на коммерческом использовании. Так, компания учредила конкурс Vans Custom Culture, в котором участвуют старшеклассники из 326 школ в США. По результату конкурса ученики получают возможность съездить на выходные в Vans of House и посетить выставку в Художественном музее округа Ориндж. А школа-победитель получает грант в размере 10000 долларов на поддержание программ, которые развивают творческие способности у учеников.

Создав вокруг себя армию из поклонников экстремального спорта и альтернативной музыки Vans несет свои ценности в мир, знакомя широкие массы с этими субкультурами. Начав со спонсорства фильма “Dogtown and Z-Boys”, через 10 лет, в 2011 году, Vans выпускает первый в истории фильм о серфинге “Get-N Classic, Vol. 1". Ровно через год, компания выпускает уже третий фильм “No Room for Rockstars”, который рассказывает уже о фестивале Vans Warped Tour, который они начали спонсировать в далеком 1995 году. Фильм занимает первое место чарта документальных фильмов в iTunes.

В том же году компания открывает House of Vans London, пространство для искусства, музыки и скейтбординга площадью 3000 кв.м. Представляя эклектичное разнообразие Лондона и различных культур, которые поддерживали Vans с момента его скромного начала и на протяжении пяти десятилетий. House of Vans работает на демонстрацию творчества и приверженности воспитанию следующего поколения.

В 2015 году компания выпускает фильм о скейтбординге “PROPELLER: A Vans Skateboarding Video”. Этот фильм подчеркивает значимость компании в развитии скейтбординга, в частности через поддержку спортивных команд, одной из которых является Vans Pro Skate Team. «ПРОПЕЛЛЕР» становится одним из самых продаваемых фильмов о скейтбордах, когда-либо появлявшихся на iTunes.

Последнее слово

В заключение хотим сказать, это далеко не все, что из себя представляет Vans сегодня. Спустя полвека работы Vans может смело заявить, что он превратился в бренд экшн-шика и символ творческого самовыражения для миллионов людей и нескольких поколений.